Мы работаем без выходных!
Часы работы: 9.00 – 21.00
ЕГЭ по русскому языку сдают все. И именно сочинение вызывает больше всего трудностей и занимает больше всего времени на экзамене. Поэтому при подготовке важно полностью вникнуть в задание и практиковать уже без ошибок.
В этой статье мы разобрали ловушки, на которые попадаются многие выпускники. Читайте, запоминайте и будьте внимательны, чтобы сдать экзамен по русскому языку на высший балл.
Ошибка 1. «Проблемный вопрос» или «автор ставит проблему»
Если вы формулируете проблему в виде вопроса, то после пишите «проблемный вопрос».
Так вы сможете избежать ошибки по критерию К5 (логика текста) и дальше использовать слово «проблема».
Если же вы формируете проблему в виде утверждения, то нужно использовать фразу «автор ставит проблему». Подобное оформление полноценно решает задачу «сформулируйте одну из проблем, поставленных автором».
Ошибка 2. Концептуальная фактическая ошибка в комментарии
Мы знаем о разных видах фактических ошибок: ошибки в названии, цитате, имени, инициалах и других фактах. За них снимают один балл по критерию К12 (соблюдение фактологической точности). По сравнению с концептуальными ошибками это не критично. Концептуальная ошибка приводит к аннулированию баллов за комментарий (К2). То есть вам ставят 0 баллов из пяти, которые вы можете получить.
Концептуальные ошибки связаны с неверной интерпретацией содержания текста или эпизода. Сюда же относится неправильное указание номеров предложений. Представим ситуацию: вы пересказали с первого по четвёртое предложение, а в сочинении указали номера с первого по третье. За подобную неточность вам тоже могут снизить баллы.
Ошибка 3. Лексические повторы
Лексический повтор относится к речевым ошибкам, за которые снимают один балл по К10 (речевые нормы). Вместе с баллом по К10 вы автоматически теряете один балл по К6 (качество речи). Ну а если же вы теряете 2 балла по К10, значит плюсом вы теряете 2 балла по К6. Займёмся простой математикой: 2+2=4. Во вторичной системе это порядком 8 баллов. Чтобы получить заслуженные баллы, внимательно прочтите полученное сочинение (если вы находитесь дома, то советуем читать вслух). Заметили повторы? Смело заменяйте их на синонимы.
Ошибка 4. Обоснование не связано с контекстом проблемы
Данную ошибку лучше рассмотреть на примере: вам попался текст про войну, проблема — проявление милосердия в военное время. Но в своём обосновании вы вдруг приводите пример про милосердие в целом. Вы описали, как Соня Мармеладова была милосердна по отношению к Раскольникову. Несомненно, хороший пример из литературы. Но он никак не затрагивает военное время. Такая работа не отвечает условиям задания, и эксперт может снять один балл за обоснование своей позиции (К4) и даже вправе поставить нули по первым четырём критериям. Если текст про войну, то и обоснование должно быть в контексте войны. Если текст про природу, то и обоснование должно быть в контексте природы. И так по всем возможным темам.
Ошибка 5. Отсутствие вывода
Многие ученики заканчивают своё сочинение на обосновании или даже на объяснении своей позиции. Но это неверно! Если ваше сочинение не имеет логического завершения, значит нарушена его композиция. А всё, что относится к композиции и абзацам относится к критерию К5 (логика и композиция сочинения). За подобную ошибку могут снять до 2 баллов.
Во время экзамена необходимо помнить, что больше баллов набирает самый внимательный. Поэтому, перед тем как сдать бланки, тщательно проверьте все задания и перечитайте сочинение. Не один, не два и не три раза. А столько, сколько нужно, чтобы вы были уверены в выполненной работе.