Мы работаем без выходных!
Часы работы: 9.00 – 21.00

Ростов-на-Дону, ул. Литвинова 4 +7 (863) 256-58-55
Ростов-на-Дону, ул. 2-Краснодарская 145а +7 (863) 438-52-00

ЕГЭ по русскому 2022: разбор типовых ошибок прошлых лет

Экзамен по русскому языку, хоть и кажется одним из самых простых, часто становится причиной потери заветных баллов для многих школьников.

И наши преподаватели, которые являются экспертами областных комиссий ЕГЭ и ежегодно проверяют экзаменационные работы учеников, точно знают самые распространённые ошибки в ЕГЭ по русскому языку.

И в этой статье мы расскажем, что это за ошибки и как их избежать.

Начнём!

Задания 4 и 5. Постановка ударения и выбор подходящего паронима — настоящие "подковырки" в этом экзамене. Большинство даже самых подготовленных ребят нередко ошибаются именно здесь. Кто-то сильно волнуется и просто забывает правильное ударение в сложном слове, а кто-то спешит написать правильный ответ, не вчитываясь в задание.

Пример:

Слово "жалюзи" многие с детства привыкли произносить с ударением на первый слог: "жАлюзи". Поэтому на ЕГЭ бывает сложно вспомнить правильное ударение — "жалюзИ".

Рекомендации:

Запомнить сложные ударения и значения паронимов помогут короткие запоминающиеся стишки. Например, ударение в слове “жалюзи” можно запомнить так:

“Солнце. Жарко. Привези

нам для окон жалюзИ”.

Задание 7. Поиск неправильного образования формы слова нередко сбивает выпускников. Поскольку важно не только найти ошибку, но и исправить её, записав верный вариант ответа. Трудности создает употребление некорректных форм слов в реальной жизни.

Пример:

В жизни мы легко можем сказать: "едь прямо". Однако мало кто помнит, что правильно говорить: "поезжай". А слова "едь” и “езжай" в русском языке являются некорректными.

Рекомендации:

Обязательно изучите как можно больше форм существительных, прилагательных и глаголов. Но проще всего справиться с заданием будет тем, кто начнёт использовать правильные формы слов в обычной жизни. И тогда на экзамене ваш глаз сразу заметит ошибку.

Задания 10-12. Приставки и суффиксы, на первый взгляд, кажутся довольно легкой темой. Но множество теоретических нюансов значительно усложняют задачу с решением этого задания.

Пример:

Какими буквами заполнить пропуск: "(он) терп_т”; “завис_щий"? Сначала ставим глаголы в начальную форму: терпеть, зависеть. Затем определяем спряжение: второе. Почему? В этом и есть загвоздка — перед нами глаголы-исключения. Далее записываем нужные буквы. Ответ: (он) терпит; зависящий.

Рекомендации:

Справится с заданиями 10 и 11 помогут правила правописания приставок и суффиксов. Для запоминания глаголов-исключений пригодится считалочка: “Гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть. И зависеть, и терпеть. А еще смотреть, вертеть”.

Задание 18. Каждый год попадание в ловушку пунктуации неизбежно. Постановка запятой при обращении или вводной конструкции запутывает многих ребят.

Пример:

"Если язык че­ло­ве­ка вял, тяжёл, сбив­чив, бес­си­лен, то таков (1) ве­ро­ят­но (2) и его ум, ибо мыс­лит че­ло­век (3) как из­вест­но (4) толь­ко с по­мо­щью языка".

Запятыми выделяем слово "вероятно" ( вводное слово) и словосочетание "как известно" (вводное предложение).

Получаем: 1234

Рекомендации:

Тут поможет только практика. Регулярно “прогоняйте” задания с запятыми, и каждый раз справиться с ними будет проще.

Задание 26. Ну и самое сложное задание, в котором допускают ошибки почти 90% учеников.

Пример:

«Автор тек­ста, по­ка­зы­вая уве­рен­ность мно­гих рус­ских го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей в лёгкой по­бе­де над тур­ка­ми, ис­поль­зу­ет троп — (А)_____ («чудо-бо­га­ты­ри толь­ко свист­нут — и турки сразу же вы­бро­сят белый флаг» в пред­ло­же­нии 3). Тяжёлое по­ло­же­ние рус­ской армии изоб­ра­жа­ет­ся с по­мо­щью таких тро­пов, как (Б)_____ («страш­ный зной», «по­гре­баль­ную му­зы­ку») и (В)_____ (на­при­мер, «будто при­зра­ки из пре­ис­под­ней» в пред­ло­же­нии 6). Приём  — (Г)_____ («нель­зя» в пред­ло­же­нии 8) — подчёрки­ва­ет слож­ность опи­сан­ной си­ту­а­ции».

(8) Дви­гать­ся вперёд нель­зя, по­то­му что враги пре­вос­хо­ди­ли их вчет­ве­ро, нель­зя сто­ять на месте, поз­во­ляя тур­кам стя­ги­вать коль­цо окру­же­ния.

1) лек­си­че­ский по­втор

2) про­ти­во­по­став­ле­ние

3) книж­ные слова

4) пар­цел­ля­ция

5) срав­не­ние

6) эпи­тет

7) диа­лек­тизм

8) иро­ния

9) ри­то­ри­че­ский во­прос

При выполнении этого задания необходимо опираться на подсказки, которые уже спрятаны в тексте. Обратите внимание на слова "троп" и "прием". Тропы находятся под цифрами 5,6,8, приемы — 1,2,4,9. В пункте “А” ярко выражена ирония. Поэтому выбираем вариант 8. В пунктах Б и В заметны тропы, а именно: эпитет, сравнение. Следовательно, записываем цифры 6 и 5. В пункте Г сразу бросается в глаза лексический повтор —1. Готово! Ответ: 8651.

Рекомендации:

Чтобы справиться с этим зданием, нужно ”подружиться” со всеми средствами выразительности речи. Разберите каждое из них на понятных для себя примерах, и тогда вы легко будете находить их в любых текстах.

Теперь вы на шаг ближе к тому, чтобы сдать ЕГЭ по русскому на желанные баллы! А если вы хотите ещё больше повысить свои шансы на высокий балл, приходите в наш образовательно-развивающий центр «Олимп»!

Наши преподаватели имеют многолетний опыт в подготовке школьников к ЕГЭ и отлично знают все тонкости заданий и способы успешно с ними справиться.

Для записи на консультацию по подбору преподавателя обращайтесь по телефону:

+7 (863) 256-58-55

+7 (863) 438-52-00